Віртуальны бацькоўскі універсітэт

Аутоагрессия у ребенка

развернуть

Аутоагрессия у ребенка

 

Аутоагрессия у ребенка – форма активности, направленная на причинение себе вреда. Проявляется самообвинением, самоунижением, нанесением физических повреждений, ограничением жизненно важных потребностей (еды, воды), попытками суицида, увлеченностью экстремальными видами спорта и способами времяпрепровождения. Дети бьются головой об стену, кусают, царапают себя, подростки отказываются от общения и еды, подвергают жизнь риску.

Общие сведения

Термин «аутоагрессия» происходит из латинского языка, означает «нападение на самого себя». Синонимы – автоагрессия, аутодеструкция, саморазрушение. С биологической точки зрения такая активность рассматривается как патологический механизм сохранения психофизиологического гомеостаза на определенном этапе дезадаптации. Саморазрушающее поведение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, определяющаяся индивидуальными адаптационными возможностями. Достоверные эпидемиологические показатели распространенности аутоагрессии среди детей отсутствуют. Феномен чаще выявляется у мальчиков с невротическими и поведенческими расстройствами.

Причины аутоагрессии у ребенка

Аутоагрессивное поведение возникает в ситуации дезадаптации к социальным условиям. У ребенка оно формируется при нарушениях семейных взаимоотношений. Для подростков значимой становится сфера внешних социальных контактов, поэтому источником аутодеструктивных тенденций являются конфликты со сверстниками, учителями. К основным причинам аутоагрессии относят:

  • Психологические особенности. Аутодеструктивному поведению подвержены дети, чувствительные к эмоциональному состоянию окружающих, имеющие низкую самооценку, замкнутые, необщительные, склонные к подавленному настроению. Они отличаются готовностью разделить проблемы и боль близкого человека недостаточно бережным отношением к собственному телу.
  • Наказания. Ребенок не может ответить на агрессию взрослого. Ближайшим наиболее доступным объектом, на который можно выплеснуть накопившуюся обиду, негодование, злость становится собственное тело.
  • Конфликты родителей. Ссоры, крики, ругань, применение насилия в отношениях матери и отца отражаются на психическом состоянии пациента. Появляется чувство страха, беспомощности, желание заступиться за обижаемого родителя. Невозможность выразить эмоции, повлиять на конфликт приводит к аутоагрессии.
  • Недостаток внимания.Самоповреждение – способ манипуляции родителями. Обеспокоенные поведением ребенка, они демонстрируют больше заботы и любви.
  • Высокие требования. Ожидания, запросы взрослых формируют у больного заниженную самооценку, страх потерпеть неудачу, чувство вины. Аутоагрессия становится способом самонаказания за ошибки, плохие оценки в школе.
  • Аутоагрессия родителей. Дети копируют поведение взрослых. Вслед за мамой ребенок отказывается от приема пищи, закрывается в собственной комнате, лишая себя общения и веселого времяпрепровождения, подражая папе, называет себя неудачником, глупцом.

 

Классификация

Наиболее простым и распространенным вариантом является разделение детской аутоагрессии на физическую и вербальную. Первая характерна для мальчиков, сопровождается причинением вреда телу. Вторая является психологическим наказанием, реализуется через самообвинение, самоунижение. По содержательному критерию выделяют следующие формы аутоагрессии:

  • Самоповреждение.Может наблюдаться на всех этапах психического развития. Выражается в нанесении себе ушибов, порезов, уколов (проколов), укусов, татуировок.
  • Нарушения пищевого поведения.Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.
  • Химическая зависимость.Формируется у младших школьников, подростков. К данной форме аутоагрессии относится табакокурениенаркоманиятоксикоманияалкоголизм.
  • Фанатичное поведение.Ребенок ведет себя согласно правилам группы в ущерб собственным желаниям и потребностям. Пример: участие в религиозных культах, движениях спортивных болельщиков.
  • Аутистическое поведение.Аутодеструкция выражается через ограничение в общении, веселом интересном времяпрепровождении. Ребенок замыкается, отстраняется от окружающих.
  • Виктимное поведение.Поступки пациента направлены на повышение риска совершения над ним преступления. Реализуется посредством прогулок в ночное время, провокации действий другого человека, способных причинить вред.
  • Суицидальное поведение.Крайняя форма аутоагрессии, целью которой является лишение себя жизни. Бывает открытой и маскированной (увлечение экстремальным спортом).

Симптомы агрессии у ребенка

Дети раннего и дошкольного возраста импульсивно наносят себе повреждения: бьют руками по голове, царапают, щипают, кусают, вырывают волосы, ударяются о стену. Реакция развивается на фоне эмоционального возбуждения непосредственно после наказания или запрета со стороны взрослого. Отличается непроизвольностью – малыш не в состоянии отсрочить, обдумать, выбрать способ реализации агрессии, переключиться на другие эмоции. В старшем дошкольном возрасте аутодеструктивные действия начинают отделяться от провоцирующей ситуации. Ребенок обвиняет себя в развитии различных конфликтных ситуаций, например, в возникновении ссоры между родителями. Самонаказание происходит в мыслях, физические действия скрываются от посторонних.

Младшие школьники используют физические повреждения как метод манипуляции взрослыми. Например, причиняют себе вред, чтобы вызвать жалость матери, не идти в школу. В подростковом периоде определенные виды аутоагрессии становятся условиями получения признания сверстниками, родителями. Девушки ограничивают объемы пищи, полагая, что от стройности зависит привлекательность. Юноши начинают курить, употреблять алкоголь, чтобы доказать самостоятельность и взрослость. Суицидальные попытки являются способом наказания себя и одновременного решения всех проблем либо нацелены на максимальное привлечение внимания. Часто подростки наносят порезы в области запястий, лазают по высоким конструкциям недостроенных зданий, ходят по краю обрыва, ездят на велосипедах и мотоциклах на высокой скорости, не используя защиту.

Прогноз и профилактика

Профилактика основана на создании и поддержании добрых, доверительных отношений среди членов семьи. Необходимо чтобы межличностное взаимодействие воспринималось ребенком как интересное и безопасное. Для этого нужно отказаться от суровых наказаний, обучать конструктивным способам решения конфликтов (договоренности, уступки, обмен). Нельзя подавлять агрессию ребенка, нужно находить способы ее безопасного выражения.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как общаться с аутоагрессивным подростком

  • Если вы знаете подростка, который склонен к аутоагрессивному поведению, постарайтесь тактично поговорить с ним о его привычке.
  • Выразите искреннее беспокойство за него, но не сомнения в его психической полноценности.
  • Не стыдите подростка и не осуждайте его поведение, это может вызвать протестную реакцию.
  • Скажите о своем желании помочь, постарайтесь выслушать и понять проблемы этого подростка. • Узнайте, есть ли у него представление о способах решения этих проблем, и поделитесь своими мыслями, предложите помощь.
  • Расскажите о том, что многие люди смогли отказаться от саморазрушающего поведения и научились преодолевать свою печаль или гнев.
  • Обратите внимание подростка на его достоинства и сильные стороны.
  • По возможности порекомендуйте ему обратиться за анонимной психологической помощью к квалифицированному специалисту или организуйте такую встречу в безопасной для подростка обстановке.
  • Если подросток совершает аутоагрессивные действия в вашем присутствии, оцените степень риска этих действий для здоровья и жизни.
  • Не поддавайтесь на шантаж, если с помощью аутоагрессивных действий подросток пытается получить какую-то выгоду для себя. Отвечайте ему мягким отказом и призывайте к прекращению опасного поведения.
  • В случае непосредственной опасности постарайтесь спокойно, но твердо удержать подростка от совершения аутоагрессивных действий (или обратитесь за помощью).
  • В случае явно демонстративного и неопасного характера подобных действий уместным будет спокойное игнорирование. Следует, однако, помнить, что характер действий может поменяться и стать более опасным.
  • Помните, что подростки склонны к острым эмоциональным реакциям и в трудных ситуациях особенно нуждаются в чутком поддерживающем отношении.

 

Рекомендации для родителей: как помочь ребенку преодолеть стрессовую ситуацию

 

Родители, законные представители, находясь дома, могут привить ребенку навыки преодоления сложных ситуаций и научить его справляться с возможным стрессом.

 

Стресс может быть вызван самыми различными факторами. В сложившейся санитарно-эпидемиологической ситуации, когда дети лишены общения, активного взаимодействия со сверстниками в течение продолжительного периода, у многих детей начинает повышаться уровень тревожности, раздражительности, формируется стрессовое состояние. Для того, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, родителям необходимо:

 

1. Сохранять, поддерживать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.

 

2. Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, занятия). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.

 

3. Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию – через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания – через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумаге, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.

 

4. Поощрять физическую активность ребенка. Стресс – это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.

 

5. Поддерживать и стимулировать творческий прикладной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение – через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.

 

6. Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности – ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то» – являются дополнительным ресурсом для преодоления возможного стресса.

 

7. Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколения­ми семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.

 

8. Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и так далее).

 

свернуть

Что делать, если ребенок прогуливает школу

развернуть

Что делать, если ребенок прогуливает школу

Случается, что родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании детей, как школьные прогулы. Как правило, эта проблема становится актуальной в старших классах. Она может вызвать бурю негодования, как у родителей, так и у педагогов.

Предоставленные сами себе, прогульщики чаще других становятся жертвами несчастных случаев, подвергаются дурному влиянию, совершают правонарушения. Кроме того, они постоянно лгут родным и близким. Для начала нужно понять, почему дети решаются на такие поступки, что толкает их прогуливать занятия и как с этим справиться.

Первые признаки школьных прогулов

Узнать о прогулах не всегда удается с первого же раза. Но понять, был ли сегодня в школе ваш ребенок или нет, можно по его поведению. Если у ребенка есть склонность к прогулам, то это будет заметно в особенностях поведения, отследив которые можно предотвратить пропуски занятий.

Советуем обратить внимание на следующие первые признаки непосещения занятий или предпосылок к ним:

постоянные негативные отзывы об одноклассниках, учителях;

тяжелый подъем с постели;

плохое настроение перед школой;

невыполнение всех домашних заданий или их выполнение поздним вечером;

системные просьбы остаться дома по пятницам или понедельникам;

отрицательное реагирование на разговоры о школьной успеваемости;

полное отсутствие заинтересованности, например, в том, что надеть в школу и что взять с собой;

беспричинное нарушение питания;

частые «беспричинные» жалобы на головные боли, на боли в животе;

наличие вредных привычек;

дружба с неблагонадежными ребятами;

закрытый личный мир ребенка, нежелание пускать в него родителей.

Причины школьных прогулов

Ребенок может не ходить в школу по разным причинам, понять и решить которые зачастую сложнее, чем, кажется. Можно выделить следующие основные причины прогулов.

Ребенку может быть неинтересно в школе либо потому, что там все «слишком заумно», либо потому, что он уже знает все, что ему пытаются объяснить.

Иногда бывает и так, что в абсолютно спокойной и дружелюбной атмосфере школы ребенок сталкивается с другой проблемой – несоответствием своего типа мышления методам преподавания. Также подобная проблема возникает у детей-индиго, которые видят мир немного иначе и никак не могут втиснуться в жесткие рамки школьного канона.

Ребенок может концентрировать свое внимание на других занятиях: компьютерные игры, кино, в более старшем возрасте – свидания. Это не означает, что у ребенка отсутствует мотивация к получению знаний. Он стремится их получать, но не в школе, с помощью других источников.

Ребенок, у которого имеются ярко выраженные способности в определенной сфере, обычно не очень любит предметы противоположной направленности. Если же родители отдают такого ученика в профильный класс, где большинство предметов – нелюбимые, то это может стать причиной страха ошибиться и стать худшим в классе, страха неудач. Как результат, это может стать причиной постоянных прогулов.

Корень зла также может быть связан с личным восприятием себя, неуверенностью, закомплексованностью, зажатостью. С этими чувствами сталкиваются большое количество детей, но те, кто не в силах справиться с ними, пытаются убежать от проблем, оградиться от них.

Проблемы с социализацией и коллективом – это серьезное препятствие, которое порождает страх перед людьми и нежелание находиться в обществе.

Причина прогулов может заключаться и в недружелюбном (или даже агрессивном) поведении одноклассников по отношению к ребенку.

Также ребенок может увидеть, что к «прогульщикам» в классе относятся по-особому. Их боятся, уважают, они являются авторитетами. Естественно, такая популярность может привлекать ребенка.

Ребенок может начать прогуливать школу из-за недостаточного внимания со стороны родных и близких, особенно в подростковом возрасте. «Зачем уделять внимание своему образованию, зачем стараться, если никто не интересуется мной, моей жизнью и моими проблемами?»

Прогулы могут быть причиной страха не оправдать ожидания родителей, которые зачастую могут быть необоснованно завышенными и практически нереальными.

Ребенок, растущий в семье с либеральным воспитанием, может воспользоваться лояльностью и вседозволенностью, которые ему предоставляются со стороны родителей, и без зазрения совести прогуливать уроки, зная, что даже если что-то и проясниться, то наказание будет не сильным.

Нежелание показаться неудачником, страх выглядеть глупо. К примеру, после какого-то проступка учитель требует не являться в школу без родителей, и ребенок не придумывает ничего лучше, чем совсем не появляться в школе.

Излишняя опека ребенка может стать причиной его капризов и корыстного отношения. Будьте внимательны: вы можете сами «прикрыть» ребенка, повестись на его ложное плохое самочувствие или иную отговорку.

Страх перед плохими оценками, контрольными или тестовыми заданиями может быть абсолютно непереносимым, что наведет ребенка на мысль о прогуле школы.

Несовпадение учебного темпа ребенка с темпом всего остального класса. Это касается медлительных детей, которые не успевают воспринять информацию, проанализировать и усвоить ее. В конце концов, такие дети теряют мотивацию к учебе.

Страх перед конкретным учителем, боязнь его методов преподавания, личный конфликт с ним могут послужить причиной сначала непосещения только одного предмета, а затем и всех остальных.

Рекомендуемое поведение с прогульщиком

Конкретные шаги по решению проблемы прогулов будут в каждой семье индивидуальны. Главное – осуществлять их с позиции оказания помощи ребенку. В стремлении восстановить отношения и дела нельзя использовать метод наказания или скандала.

1. Заметив, что ребенок не ходит в школу, нужно узнать, единичный ли это прогул. Попытайтесь выяснить у учителей, нет ли у ребенка каких-либо конфликтов с одноклассниками, другими учениками или преподавателями. Узнайте, есть ли у него проблемы поведенческого характера.

2. Самое главное в решении проблемы прогулов – построение доверительного контакта с ребенком и взгляд на ситуацию его глазами. Начните с откровенного разговора с ребенком о мотивах и причинах его поступков.

3. Если же ребенок не сознается или не может ответить на ваши вопросы, постарайтесь разузнать это у его ближайшего окружения, поговорить с учителями. Так вы сформируете свое представление, свой личный взгляд на причины прогулов.

4. После этого необходимо еще раз провести разговор с ребенком, но при этом выставляя свое мнение лишь как предположение, а не абсолютную уверенность. Есть вероятность, что вы окажетесь правы, а возможно, что ребенок, отрицая, назовет истинную причину.

5. Если причиной прогулов являются конфликты с учителями, необходимо помочь ребенку правильно их решить. Иногда отстраненность, равнодушие, нежелание самого учителя заинтересовать ребенка могут быть причиной отсутствия интереса к предмету. Но не стоит критиковать педагога в присутствии ребенка. Также не стоит идти к директору и «менять» учителя. Такое поведение может привести к новому конфликту. Лучше поговорить с педагогом, вежливо попросив уделять больше внимания ребенку из-за его особенностей восприятия данного пред- мета.

6. Если ребенок не уверен в своих знаниях и силах, помогите ему в их обретении. Возможно, стоит нанять репетитора, предложить посещать факультативы, оказать личную помощь в освоении предмета. Когда ребенок прогуливает физкультуру, можно продумать программу укрепления его физических данных или найти комплекс упражнений для совместной семейной тренировки. Также можно предложить записаться в какую-либо спортивную секцию.

7. Деструктивное поведение, агрессия со стороны одноклассников потребуют более серьезного и обдуманного подхода в решении. Выработать стратегию поведения по- может либо личный жизненный опыт, либо ознакомление с похожими проблемами в специальной литературе, либо помощь психолога.

8. Если ребенок увлечен играми и ни в коем случае не хочет от них отказываться, предложите ему условие: к примеру, никаких игр, если не будет выполнено домашнее задание. Также можете обозначить определенное количество времени для игр.

9. Важно в достаточной степени контролировать жизнь ребенка и не терять эмоционального доверительного контакта с ним.

10. Необходимо воспитывать ответственность и организованность у ребенка. Важно помочь ему составлять расписание дел, вовремя и полностью делать задания, привлекать к домашним делам, закрепив за ним его круг обязанностей.

11. Сориентируйте ребенка на школьные кружки, достижениями в которых он бы смог гордиться. Следите, чтобы такие занятия не слишком мешали учебе и не создавали конфликты с преподавателями.

12. Помните, что хорошее общение с преподавателями и учителями – ваш способ информирования не только о достижениях, но и трудностях ребенка.

13. Стоит быть аккуратным в потакании слабостям ребенка, в поддержке необоснованных непосещений школы и других занятий, в безграничной вседозволенности, отсутствию материальных ограничений.

14. Причиной нежелания идти на контакт с родителями и не сообщать о причине пропусков могут служить крупные проблемы внутри семьи. Возможно, родители не уделяют достаточно внимания своему ребенку, прикрываясь так называемыми «демократичными» отношениями в семье. Решить такую проблему достаточно просто. Когда любящие родители осознают, к чему привела их увлеченность карьерой и слишком большая занятость собственной жизнью, они начинают относиться к воспитанию ребенка более ответственно. И тогда дети быстро берутся за ум и «подтягиваются» по программе.

15. Но гораздо более тревожным симптомом можно считать ложь. Если ребенок начинает врать, значит, ему есть, что скрывать. В этом случае необходимо попытаться вывести ребенка на откровенный разговор. Если у вас это получится, можно повысить свой «лимит доверия» со стороны ребенка. Попытайтесь рассказать, что вы его прекрасно понимаете, что вы тоже в свое время не могли сидеть за партой, когда на улице была такая прекрасная погода, что вам тоже не всегда удавалось высиживать все уроки до конца. Попытайтесь как-то подбодрить ребенка и попробуйте пойти на компромисс, договорится с ним «по-хорошему». Это может решить проблему прогулов без вреда для семейных отношений. Кстати, решив проблему таким образом, семейные отношения могут стать крепче, так как ребенок почувствует, что вам можно доверить больше, чем кажется на первый взгляд.

По какой бы причине ребенок не пропускал школу, родители должны выяснить все обстоятельства этого факта и постараться максимально открыто поговорить с прогульщиком. Никаких криков и угроз. Терпение, обдуманность решений, правильность реакции, действий и стремление к установлению доверия между вами и ребенком непременно помогут разрешить подобную проблему.

Любые усилия, которые могут оказывать родители своим детям, не окажутся лишними. Обязательно помогите ребенку справиться с первыми проблемами, не закрывайте на них глаза и не считайте пустяками. Доверяйте своим детям, но не забывайте уделять внимание их детским трудностям, не будьте равнодушны к их заботам. Чтобы не возникало серьезных конфликтов с семьей, окружающим миром и самим собой, помните: если пропустить «момент невозвращения», поменять что-то в психике и поведении ребенка будет очень и очень сложно.

 

свернуть

Формирование у подростков позитивного отношения к жизни

развернуть

Формирование у подростков позитивного отношения к жизни

 

Если вам достался лимон — сделайте из него лимонад“

Дейл Карнеги

Ценность позитивного воспитания подростков

Вы удивляетесь, почему ваш подросток ведется себя совершенно несносно? Почему ему недостает тех прекрасных качеств, которыми обладают его сверстники? Ответы на эти вопросы, вероятно, связаны с тем, как вы воспитывали его ранее. Позитивное воспитание чрезвычайно важно, чтобы вырастить подростка и научить его придерживаться правильного образа жизни

Что такое позитивное отношение?  В первую очередь, это наличие у человека позитивного мышления. Мышление со знаком плюс – это фундамент, на котором строится наше позитивное отношение ко всему окружающему миру – к жизни, к людям и к самому себе.

В чем проявляется позитивное отношение?

  • Оптимизм и мотивация

  • Позитивное и творческое мышление

  • Самоуважение и вера в себя

  • Вдохновение и ожидание успеха

  • Принятие проблем и неудач

  • Поиск решений и возможностей

ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ к окружающему миру обладает одной интересной способностью – оно изменяет нашу жизнь, причем в лучшую сторону. Положительный взгляд на вещи непременно приводит к счастью и успеху.

Какие преимущества у позитивного мышления?

  • Привносит в жизнь больше положительных эмоций

  • Придает уверенности в себе и наполняет энергией

  • Помогает быстрому достижению целей

  • Дает вдохновение на мотивацию себя и других

  • Проблемы исчезают или легче переносятся

  • Повышается авторитет в глазах других

  • Жизнь улыбается в ответ

Совместное времяпровождение с ребенком, беседы, умение слушать и т.д. – все это важные аспекты позитивного воспитания. Для того чтобы стать самодостаточным, добрым, отзывчивым и трудолюбивым человеком, подростку необходимо ваше руководство. Добиться этого можно единственным способом – воспитывая ребенка с оптимизмом. Оптимизм играет важную роль в формировании отношения подростков к жизни и поведению.

Что такое позитивное воспитание?

Это тип родительства, наставничества, который помогает держать подростков на правильном пути. При таком типе воспитания используются только позитивные методы развития и полностью исключаются жесткие методы дисциплины с целью коррекции поведения. Проще говоря, позитивное воспитание можно назвать ласковым воспитанием, бережным наставничеством, позитивным дисциплинированием и мягким руководством.

Позитивное воспитание помогает воспитывать подростков добросовестными, внимательными и ответственными людьми. Эти дети вырастают гармоничными, счастливыми и находчивыми. Позитивное воспитание – это, по сути, даже не стиль воспитания в полном смысле этого слова. На самом деле, это способ вести полноценную жизнь вместе с ребенком.

Часто подростки испытывают растерянность и не могут принять жизненно важное решение. В таких случаях позитивные мысли становятся очень важными и помогают им, как добрые друзья. Будучи родителем, вы можете влиять на своего подростка таким образом, чтобы он вырос хорошим человеком.

Теперь, когда вы знаете, что такое позитивное воспитание детей, можно перейти к обсуждению шести удивительных преимуществ становления позитивными родителями.

1. Демонстрируйте привязанность. Важный аспект воспитания подростка – проявление привязанности к нему. Старайтесь понять его точку зрения и цените его чувства. На первый взгляд, чувства подростка могут быть лишены смысла или казаться иррациональными, но вы должны признать их. Кроме того, чрезвычайно важно время от времени хвалить ребенка, чтобы он не чувствовал себя обделенным или потерянным.

2. Обращайте внимание. Родителям важно обращать пристальное внимание на то, что говорит или думает подросток. Всякий раз, когда вы указываете ребенку на его недочеты, недостатки и прочее, вы должны делать это очень деликатно и по-доброму. Налаживание конструктивной обратной связи в этом возрасте имеет жизненно важное значение. Для того чтобы воспитать подростка правильно, должным образом, важно обращать внимание на его потребности и давать ему возможность чувствовать себя любимым и значимым. Когда вы начнете следовать этому совету как ответственный родитель, подросток сможет сделать большой шаг вперед в своем развитии и будет по-прежнему любить вас.

3. Не принуждайте, не заставляйте подростков. Подростки по природе своей бунтари. Чем больше вы заставляете их, тем больше шансов на то, что они собьются с правильного пути и перестанут вас слушать. Поэтому специалисты не рекомендуют принуждать подростков, так как принуждение приводит только к разногласиям и отчужденности.

  • Позвольте ребенку следовать зову своего сердца, и пусть он экспериментирует с новыми прическами и одеждой. Мнение подростка обязательно будет отличаться от вашего. Позвольте ему обрести свой путь.

  • Лучше всего подходить к этой задаче с позиции постоянно возрастающей зрелости подростка. Составьте для ребенка такое расписание, в котором найдется место его досугу. Таким образом, он будет уделять время учебе и иметь возможность отдыхать, радоваться жизни и распоряжаться свободным временем на свое усмотрение.

  • Ослабление родительского давления способствует развитию чувства ответственности и отзывчивости у подростка. Пусть ребенок узнает, что такое независимость, и научится самовыражаться.

  • Никогда не сравнивайте подростка с собой в его годы. Это, как правило, раздражает.

4. Руководите и наставляйте ребенка разумно. Если ваш подросток хочет сделать татуировку или пирсинг, вы должны предупредить его о сопутствующих проблемах и опасностях этих действий, но ни в коем случае не следует негативно высказываться о его выборе. Постарайтесь, чтобы ребенок узнал о болезнях, которые можно подхватить при нанесении татуировки и прокалывании частей тела для пирсинга. Поговорите с ним о шрамах, аллергических реакциях, гепатите С, ВИЧ и кожных инфекциях.

5. Поощряйте реальную и виртуальную дружбу. Всегда поощряйте стремление подростка находить новых друзей. Это помогает детям весело проводить время и избавляться от стресса. Дружба действует как великолепный релаксант при подавленности и тревогах. Крепкая дружба также помогает подросткам возвратиться на правильный путь и стать хорошими людьми. Старайтесь отслеживать новые контакты ребенка в социальных сетях, чтобы избежать виртуальных угроз.

6. Участие в спортивных мероприятиях и играх. Участие в спортивных мероприятиях и играх способствует личностному росту. Развитая индивидуальность поможет подростку стать порядочным взрослым человеком, кроме того, занятия спортом способствуют здоровому образу жизни и хорошей спортивной форме.

И последнее, но не менее важное: будьте бдительны по поводу отношений подростка, его знакомств и романтических увлечений. Помогайте, подсказывайте и поддерживайте детей, и вы поможете им стать порядочными взрослыми людьми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У РЕБЁНКА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ

Обсудить с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

Проговорить с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

Дать ему рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

Каждую трудную ситуацию не оставлять без внимания, анализировать вместе с ребенком.

Обсуждать с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.

Не опаздывать с ответами на вопросы ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

Постараться сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

Учить ребенка предвидеть последствия своих поступков, Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если?..»

Не обсуждать при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

Развивать чувство юмора у ребёнка.

Акцентировать внимание ребёнка на удачах, на положительных моментах жизни. Трудности бывают у всех, но они преодолимы и в целом жизнь прекрасна!

 

свернуть

Профилактика вредных привычек у подростков

развернуть

Профилактика вредных привычек у подростков

Очень часто у родителей возникает много вопросов связанных со здоровьем их детей:

  • Как я могу обнаружить то, что мой ребенок употребляет наркотики?

  • Что мне необходимо делать, если мой ребенок употребляет алкоголь или наркотики?

  • Как мне поговорить с ним об этом?

  • Какие вещества наиболее опасны?

Однако они либо бояться обратиться к специалисту, либо не знают, куда им обратиться за помощью. Очень часто родители не очень уверены в своих педагогических способностях для обсуждения темы о табаке, алкоголе, наркотиках со своими детьми и хотят узнать, как это лучше всего сделать.

Предлагаемые рекомендации пригодятся Вам при возникновении трудностей с вашим ребенком и для своего общего педагогического развития.

Рекомендации родителям

по профилактике вредных привычек у подростков

Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку кто-то может подойти и предложить попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый».

К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Для этого воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями:

I. Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

II. Учитесь слушать.

Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

III. Давайте советы, но не давите советами.

Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителей, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

IV. Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

V. Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам.

Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете.

В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.

VI. Спите, вредные привычки.

Длительный недосып или постоянные помехи во время сна повышают риск появления у подростков вредных привычек, говорится в докладе, который был презентован на XXI ежегодной конференции ассоциированных обществ, занимающихся проблемами сна, под названием «Сон-2007».

Ночной сон продолжительностью менее восьми часов, частые кошмары, трудности с засыпанием обычно встречаются у подростков, которые пристрастились к алкоголю. Привычка курить также распространена среди подростков, которые спят менее восьми часов в день, ложатся за полночь, страдают от прерывания сна кошмарами. Им сложно заснуть, и перед сном они привыкли принимать лекарство.

Количество сна, которое получает человек, влияет на его физическое здоровье, эмоциональное состояние, умственные способности, продуктивность. Последние исследования показали, что недостаток сна связан с серьезными проблемами, такими как повышенный риск развития депрессии, накопление лишнего веса, сердечно-сосудистые заболевания и диабет.

Профилактика возникновения вредных привычек

Для того чтобы противостоять курению, употреблению спиртных напитков, и наркотических веществ, подростки, очень глубоко и однозначно должны уяснить ряд истин, без осознания которых большинство мер по профилактике становится малоэффективным. 

  • Первая истина: курение, употребление спиртных напитков, пива и наркотических веществ — это не вредная привычка, а заболевание, зачастую неизлечимое, которое человек приобретает добровольно, начав употреблять сигареты, спиртные напитки и наркотические вещества. 

  • Вторая истина: алкоголизм и наркомания как заболевание начинает развиваться, как правило, после первого употребления спиртных напитков и наркотического вещества, развивается оно у всех по-разному, но с постоянным нарастанием потребности увеличения дозы приема. 

  • Третья истина: человек, предлагающий тебе сигарету, спиртное и наркотик, — враг твоего здоровья (исключение может составлять только случай — назначение врача), так как он ради своей наживы за твои же деньги отбирает у тебя здоровье.

свернуть

Как предупредить противоправное поведение детей

развернуть

Как предупредить противоправное поведение детей

 

Причины отклонений в поведении детей

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”. Возраст 12-15 лет сложный, но интересный. Вокруг много соблазнов.  Наши дети должны выбрать правильный путь! К сожалению, подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Воспитание подростков никогда не было легким делом. Кажется, что сегодня мир кружится быстрее и прежние масштабы воспитания не имеют никакого значения. Молодежь, не нашедшая себя в условиях нынешней реальности, утверждается не всегда законными средствами и способами. Это значит, что дети нуждаются в любви и внимании взрослых, больше, чем когда-либо.

Современная психологическая, педагогическая литература утверждает: в воспитании детей семью не заменит никто, особенно в раннем возрасте. Контакт с родителями необходим детям для их полноценного развития. Известный французский историк, поэт и государственный деятель Ламартин сказал: «Учитель разума – в школе, учитель души – в кругу семьи». Насилие и преступность подростков – не абстрактные факты, а реальные судьбы конкретных мальчишек и девчонок.

Как жен появляется в подростках деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению правонарушений и преступлений?

Всё начинается с малого – пропуска занятий. От безделья и большого количества соблазнов у ребёнка возникает желание хоть чем-нибудь заняться. Вот и начинается воровство, хулиганские выходки. Атмосфера психологической напряжённости, частые или затяжные конфликтные семейные ситуации сильно действуют на ребёнка и всегда резко отрицательно. В таком состоянии дети легче поддаются внешним влияниям, так как стремятся к разрядке внутреннего напряжения. Разногласия между родителями тесно связаны с развитием у детей склонности к нежелательному поведению.

Источник нравственной и педагогической запущенности детей необходимо искать в тех отношениях, которые сложились в семье. От родителей зависит то, как видит мир подросток, что его волнует, удивляет, заботит, трогает, пробуждает сочувствие и презрение, любовь и ненависть. Во время обсуждения с детьми книг, статей, телепередач, посвящённых нравственно-правовым вопросам, родителям необходимо формировать в детях чувство долга и ответственности. Задача родителей состоит в предупреждении подростков об опасностях в игре с законом. Что бы ни случилось с сыном или дочерью, родители, прежде всего, должны проанализировать собственные ошибки и недостатки. В этом заключается разумность в отношениях взрослых и детей – основа семейного воспитания.

Усиленного социального контроля со стороны семьи и общественности требуют обучающиеся подросткового возраста, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Причины, по которым подростки чаще всего совершают правонарушения:

  1. Подростки без должногоуважения относятся к закону.
  2. Из-за отсутствияили недостаточногоконтроля со стороны родителей, подросток часто совершает противоправные поступки: употребляет алкоголь, участвует в драках, оскорбляет окружающих.
  3. Зачастую, из-за отсутствия занятости молодых людей, противоправные действия совершаются от скуки и безделья.

Зачастую сами подростки так объясняют причины, подтолкнувшие их к противоправным действиям:

- демонстративный протест против старших;

- желание показать свою незаурядность;

- любопытство, желание испытать неизведанное;

- стремление забыться, отключиться от неприятностей;

- поиск новых развлечений;

- не отстать от компании.

Уважаемые родители, если вы заметили, что ваш ребенок стал другим, изменился в отрицательную сторону, совершает поступки, которых раньше не делал, стал общаться с малознакомыми подростками, стоит задуматься, что с ним происходит?

Следующие рекомендации помогут вам наладить взаимоотношения с вашим ребенком и уберегут его от совершения опасных поступков.

  1. Разговаривайте со своим ребенком: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга.
  2. Умейте выслушать – внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своем.
  3. Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя.
  4. Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта, и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами.
  5. Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребенок должен знать, чего от вас ожидать.
  6. Старайтесь всёделать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребенка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет сигарета,алкоголь или предложение совершить противоправное деяние.
  7. Познакомьтесь,общайтесь с его друзьями, подросток часто ведет себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения.
  8. Помните, что ребенок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить и в свои силы.
  9. Показывайте пример: алкоголь, табак, медикаменты – их употребление может вызывать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни – пример для ваших детей. Не запугивайте, они могут перестать вам верить.
  10. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.
  11. Нельзя в пылу нервного возбуждения давать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
  12. Разъясните своему сыну или дочери то, что с 14 и с 16 лет они несут административную и уголовную ответственность за совершенные правонарушения.

В воспитании подрастающих детей лучше действовать сообща, всем вместе. Необходимо единство требований со стороны семьи - дома, педагогов - в школе.

свернуть

Новая школа: как помочь ребенку влиться в коллектив

развернуть

Новая школа: как помочь ребенку влиться в коллектив

 

Адаптация в новой школе – всегда сложный процесс. Неважно, какие обстоятельства стали причиной перехода в новую школу, в любом случае ребёнку придется пережить период привыкания к новому коллективу. Обычно это занимает месяц-два.

Перемены всегда проходят непросто, и в этот период очень важно уделять ребёнку больше внимания.

Если ребёнок осваивается в новом классе хорошо, он:

  • идёт в школу с удовольствием;
  • проводит время после школы с новыми одноклассниками, рассказывает о них;
  • одноклассники добавляются в друзья в соцсетях, некоторых вы уже знаете, они приходят в гости.

Признаки проблем:

  • ребёнок приходит из школы расстроенным, даже заплаканным.
  • не рассказывает ничего о новом классе.
  • даже при нормальной успеваемости стремится получить разрешение не идти в школу.
  • косвенными признаками могут быть обострение хронических заболеваний, особенно тех, которые имеют психосоматическую природу (астма, дерматит)

Родителям следует особенно внимательно относиться к психологическому состоянию ребенка в период адаптации к новой школе. Как вы можете помочь ребенку:

  • Находить позитивные стороны перехода в новую школу: это может быть необычный опыт, успешное преодоление препятствий (пусть и незначительных), более сильный учитель по любимому предмету и т. д.
  • Вместо привычного и абстрактного «Как дела в школе?» задавать ребенку конкретные вопросы: «Что интересного было в школе?», «Что нового ты сегодня узнал?» — так вы сможете получить больше информации от ребенка.
  • Если вы заметили, что ребенок стал скрытным и безрадостным, обязательно попробовать мягким и спокойным тоном выяснить, с какими проблемами он столкнулся. Не исключено, что вам придется побеседовать с его учителями, чтобы получить более полную картину. Только не делайте этого на глазах у других детей – разговор должен быть приватным.
  • Возможно, вам придется систематически оказывать помощь в подготовке уроков. Если уровень требований в новой школе выше, чем в предыдущей, этот пункт становится обязательным, особенно на начальном этапе адаптации.
  • Не забывать о вашем совместном времяпрепровождении и развлечениях: это поможет ребенку получить позитивные эмоции и укрепить уверенность в собственных силах.
  • На личном примере прививать ребенку важные качества: общительность, дружелюбие и отзывчивость.
  • Поддерживать новые знакомства и контакты ребенка.
  • Поощрять общение с одноклассниками вне школы. Пусть ребенок задерживается с ними после уроков, участвует в совместных мероприятиях. Узнайте заранее, чем интересуются дети из класса, и придумайте повод пригласить их к вам домой.
  • Вместе с ребенком участвовать в школьных мероприятиях, подготовке к праздникам, поздравлении учителей. Лично познакомиться с детьми из класса. Это поможет обсуждать с ребенком школьные события.
  • Проследить, чтобы ребенок и сам проявлял активность в налаживании отношений, не оставался в стороне. Пусть сам подойдет к одноклассникам, попросит принять его в игру.
  • Дети не любят «зазнаек». Возможно, не стоит приходить в школу в очень дорогой одежде, которая не по карману семьям остальных детей.
  • Если уровень знаний ребенка заметно выше, пусть он поможет одноклассникам справиться со сложным заданием.
  • Если чувствуете, что ваших усилий недостаточно, обратитесь за помощью к классному руководителю, педагогу социальному, педагогу-психологу.

 

свернуть