Памятка выбирающеиу профессию

развернуть
Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против». 

С этой целью: 

• Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

 • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.  • Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий. 

• Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически. 

• Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

 • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал. 

• Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив и активен в достижении намеченных целей. 

 

Условием оптимального выбора профессии является зона оптимального выбора профессии, которая находится на пересечении областей «Хочу», «Могу», «Надо». ХОЧУ – стремления (желания, интересы, склонности, идеалы). МОГУ – возможности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент). НАДО – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей. 

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы: 

• О какой работе вы мечтаете?

 • Какие учебные предметы у вас любимые?

 • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

 • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение? 

 • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

 • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

 • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. 

• Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

 • Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

 • Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

 • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

 • Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

 • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию? 

Составление личного профессионального плана – один из способов с выбора профессии.

 План включает такие параметры: 

1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности). 

2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

 3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

 4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

 5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

 6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта. 

Ошибки выбора профессии 

1. Незнание мира профессий. а) Устаревшее представление о характере и условиях труда в конкретных профессиях. Представление о профессиях часто бывают неполными и искаженными, что ведет к переоценке своих способностей и ошибок. Надо учитывать, что содержание труда по профессиям постоянно усложняется, в нем возрастает доля интеллектуальных компонентов. Практически все профессии меняют свой прежний облик, поэтому за старым названием может скрываться совершенно иной характер труда.  б) Предубеждения в отношениях престижности профессий. Понятие престижности как явление моды приходит и уходит, поэтому при выборе профессии надо учитывать прежде всего свои интересы, способности и возможности. И нельзя увлекаться только внешней стороной профессии. 

2. Незнание себя. а) Необъективная оценка своих способностей. Многим людям часто характерна завышенная самооценка своим способностям, а школьникам тем более. Им кажется, что они могут овладеть любой профессией. Но нельзя полагаться только на субъективные оценки своих свойств и качеств. Надо объективно оценивать себя. б) Неумение соотнести свои способности с требованиями профессии. 

3. Незнание правил выбора профессии. а) Отождествление учебного предмета с профессией. Мир профессий значительно шире, чем перечень школьных предметов. Например, кто любит математику. Может работать учителем, инженером. Экономистом, программистом и т. д. б) Перенос отношения к человеку на профессию. Рискованно переносить свое хорошее отношение к человеку на профессию и наоборот. в) Выбор профессии за компанию. Очень распространена ошибка, когда поступают в учебное заведение «за компанию». Часто это связано с боязнью расстаться с друзьями. Последствиями этого могут быть разочарования, недовольства, отставание в учебе и уход из учебного заведения.  

свернуть

Рекомендации родителям

развернуть

Рекомендации родителям по профориентации

 

  1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову». При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.
  2. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно.
  3. Полезно предложить ребенку поработать на осенних или зимних каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.
  4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.
  5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.
  6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути. Нет проблем у тех мам и пап, чьи дети с ранних лет мечтают о карьере врача, космонавта или юриста и с упорством штудируют учебники, готовясь к поступлению в вуз.
свернуть