Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Столбцовского райисполкома
Государственное учреждение образования
Заямновская средняя школа
При посещении Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны ребята увидели подлинные документы военных лет, огромные экспозиции военной техники и оружия, мультимедийные экспонаты, личные вещи и награды участников Великой Отечественной войны. Вместе с экскурсоводом узнали о неизвестных фактах 1941-1945 гг. С болью и уважением почтили память дедов и прадедов, отдавших жизни за наше мирное небо.
свернуть
⚡️⚡️ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВИКТОРИНА "СТРАНИЦЫ ПАМЯТИ"!
Музей истории Великой Отечественной войны и образовательная платформа «SkyBel» приглашают учащихся школ и колледжей принять участие в онлайн-викторине «Страницы памяти», которая посвящена 80-й годовщине освобождения Беларуси 🇧🇾
✅ График проведения Викторины:
- II-IV классы – с 10.00 01 июля по 20.00 08 июля 2024 года;
- V-VIII классы – с 10.00 02 июля по 20.00 09 июля 2024 года;
- X-XI классы, 1 – 4 курсы (колледжи) – с 10.00 03 июля по 20.00 10 июля 2024 года.
✅ Участие — бесплатно! Каждый получит диплом или сертификат участника!
А для самых активных школ (от 50-ти участников и более) будут организованы экскурсии в музей по специальным условиям!
Подробнее о викторине читайте на сайте ➡️ https://clck.ru/3BMmWR
свернуть
В учреждении образования прошли Единые уроки, посвящённые Дню народного единства, на которых шла речь о значении государственного праздника, важности сплоченности белорусского народа для сохранения сильного и независимого государства, о 85-летней годовщине воссоединения Западной Беларуси и БССР.❤️💚
свернуть
Торжественный митинг, посвященный Дню Победы, прошел у памятника воинам-землякам. По сложившейся традиции 17 учащихся 4 класса были приняты в пионеры.
свернуть
В честь Дня защитников Отечества в школе прошел флешмоб "Защитникам Отечества посвящается...". Все классы подготовили свои выступления под патриотические песни. Каждое выступление было оригинальным и интересным.
свернуть
Военно-патриотический класс создан на базе 9 класса.
Состав
1. Бохан Валерия
2. Григорович Николай
3. Жданович Яна
4. Жидкевич Артем
5. Кульша Арина
6. Курило Илья
7. Курило Анатолий
8. Кухарчик Андрей
9. Ляховский Матвей
10. Марговничая Алиса
11. Наранович Анастасия
12. Новик Данила
13. Новицкая Елизавета
14. Пашко Александра
15. Печкурова Полина
16. Попова Ангелина
17. Сарачинская Дарья
18. Хроменков Кирилл
19. Шидловская Полина
20. Щетько Александр
Первый урок "Беларусь и Я - диалог мира и созидания"
Единый урок ко Дню народного единства
Накануне 35-ой годовщины вывода советских войск из Афганистана состоялась встреча с воином-интернационалистом Бычинским А.И. Александр Иосифович рассказал о службе и своих сослуживцах, ответил на вопросы ребят.
В честь Дня защитников Отечества прошел флешмоб "Защитникам посвящается..." Выступление под патриотическую песню
свернуть
Сегодня состоялась встреча учащихся и педагогов с прокурором Столбцовского района Алисевичем А А.
Александр Анатольевич рассказал о работе прокуратуры по расследованию уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся посмотрели фильм "Дети войны".
свернуть
Артемьева Софья, учащаяся 6 класса, читает отрывок из стихотворения "Краіна светлая мая". Автор - учитель белорусского языка и литературы Жавнерчик Е.М.
https://youtu.be/RwDS_iuH0Sk?si=reStZcXkEjdnwE7b
свернутьТоржественная линейка,
посвященная Дню народного единства
Любовь к своей Родине, верность памяти предков, желание сохранить ее самобытность, сделать ее еще лучше - основная идея мероприятия.
Единые уроки, посвященные Дню народного единства.
Флешмоб "Мы дружбой своей крепки и Родиной своей горды"
свернуть
Патриотическое воспитание в школе является составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школы, педагогического коллектива, родителей учащихся, органов школьного самоуправления по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Для реализации этих целей систематически организуются мероприятия, несущие гражданскую и военно-патриотическую направленность.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Формированию гражданственности и патриотизма у учащихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, приуроченные к знаковым событиям в истории Республики Беларусь и имеющие особое историческое и общественно-политическое значение:
День памяти воинов-интернационалистов (15 февраля): информационные часы «Кто такой воин-интернационалист?» (1-4 классы), «Афганистан – память и боль» (5 – 11 классы), встреча с воином-интернационалистом Бычинским А. И. (13.02), декада «Афганистан в судьбе моих земляков»;
День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь (23 февраля): информационные часы «Вооруженные силы Республики Беларусь: на страже безопасности и суверенитета» (1-7 классы), конкурс инсценированной патриотической песни (1-11 классы);
День Конституции (15 марта): торжественная линейка, посвященная празднованию Дня Конституции, информационные часы «15 марта – День Конституции Республики Беларусь» (1-7 классы), «Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства» (8-11 классы);
80-я годовщина трагической гибели жителей Хатыни, уничтоженных немецко-фашистскими захватчиками (22 марта): единый урок «О чем звонят колокола Хатыни» (1-11 классы);
День единения народов Беларуси и России (2 апреля): информационные часы “День единения народов Беларуси и России” (1-11 классы);
Праздник труда (1 мая): торжественная линейка, посвященная Празднику труда;
День Победы (9 мая): Вахта Памяти, митинг у памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, уроки памяти «Нам этот мир завещано беречь»;
День Государственного герба Республики Беларусь, Государственного флага Республики Беларусь и Государственного гимна Республики Беларусь (второе воскресенье мая): информационные часы «Символы моей страны» (1-6 классы), «Государственные символы Республики Беларусь, их история и значение» (7-11 классы), торжественная линейка;
День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа (22 июня): митинг у памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, у братской могилы на месте массового уничтожения лиц еврейской национальности;
День Независимости Республики Беларусь (День Республики) (3 июля): митинг у памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны;
День знаний (1 cентября): торжественная линейка, первый урок «Историческая память – дорога в будущее»;
День народного единства (17 сентября): информационные часы «Беларусь – страна единства» (1 – 4 классы), «В единстве сила» (5 – 11 классы), квест-круиз «Беларусь – страна единства».
Во Всебелорусской акции «Мы – граждане Беларуси!» (Столбцовский райисполком) участвовали учащиеся 8 класса Боброва Мария и Симириков Ярослав. В ходе торжественной церемонии вручения паспортов с участием Натальи Качановой и Александра Турчина с ответным словом от имени молодых граждан Столбцовщины выступила Боброва Мария. В ученических коллективах прошло обсуждение проекта «Поезд Памяти» (с 19.09 по 27.09).
Героические события истории Беларуси, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. В годовом планировании воспитательной работы школы, в направлении «Гражданско-патриотическое воспитание» предусматриваются различные формы и методы для достижения вышеназванных целей. Формирование патриотических ценностей у современного школьника должно быть целенаправленным и адресным процессом, главная цель которого – моральная и психологическая подготовка к защите Отечества, служению ему. Так как именно на основе патриотических ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность. Воспитательные мероприятия патриотического характера способствуют не только формированию патриотических понятий, но и совершенствованию интересов и идеалов. Учащиеся составляют то ядро, которое будет формировать будущее нашей республики, развивать идею белорусской государственности.
Ежегодно в феврале проводится месячник гражданско-патриотической работы, который включает мероприятия, посвященные День памяти воинов-интернационалистов, Дню защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дню юного героя-антифашиста. В мае традиционно проходит неделя патриотизма “Славлю Отечество!”. В ученических коллективах проводятся информационные часы («Почетное звание – солдат», «Я – будущий защитник Отечества», «Смелость, совесть и отвага», проводятся общешкольные мероприятия.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории Беларуси, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества, если у них будет развито чувство гордости за свою страну – Республику Беларусь, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне. Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики Республики Беларусь, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы, деятельности ОО «БРСМ» и БРПО. Учащиеся школы ознакомились с патриотическим проектом «Поезд Памяти», посвященным Великой Отечественной войне и Году исторических памяти.
В рамках информационно-образовательного проекта «ШАГ» «Гордость за Беларусь» состоялись встречи с представителями государственных организаций, общественных объединений, деятелей культуры. Открытый диалог в рамках проекта «ШАГ» 23.02.2023г. с учащимися провела первый секретарь Столбцовского РК ОО "БРСМ" Кожобекова Е.В. В ходе диалога обсудили темы энергобезопасности страны, способы разумного использования энергии. 23.03.2023г. открытый диалог «Комфорт и уют для каждого» в рамках проекта «ШАГ» провел с учащимися начальник службы по административно-хозяйственной и идеологической работе РУП «Столбцовское ОКС» Бохан В.Ф. 27.04.2023г. мастер-класс «Культура белорусского народа: традиции, наследство, современность» провела мастер народных ремесел Слободского клуба-библиотеки Витько Л.И.
Формированию у детей и молодежи чувства гражданственности и патриотизма помогают созданные в школе молодежные и детские общественные объединения «БРПО» и «БРСМ». В рамках акции «Обелиск» члены общественных объединений на протяжении года убирают территорию вокруг памятника воинам-землякам, погибшим в годы войны, братской могилы на месте массового уничтожения лиц еврейской национальности.
Организовано участие членов ОО «БРСМ» в акциях: «Беларусь помнит», подготовлены портреты педагогов – ветеранов Великой Отечественной войны Боброва Н.М., Петкевича Г.С.; «Мы – граждане Беларуси!», «Делаем добрые дела вместе» (волонтеры отряда «Доброе сердце» совместно с рабочими филиала Минского моторного завода помогли убрать территорию вокруг дома и сложить дрова пожилым гражданам аг. Заямное). 23.02.2023г. состоялось торжественное вручение первым секретарем Столбцовского РК ОО «БРСМ» Кожобековой Е.В. билетов ОО «БРСМ» (16 учащимся школы). Члены ОО «БРПО» приняли участие в акциях: «Сделаем мир чище!», «По следам Победы», «От всей души» (поздравление ветерана педагогического труда Мрочек Т.М.). Команда учащихся 3-4 классов принимала участие в областном этапе военно-патриотической игры «Зарничка». Совместно проведены торжественные линейки ко Дню Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, Дню Конституции РБ.
В учреждении образования оформлен стенд «Патриот», на котором размещена информация «Что такое патриотизм», «Виды патриотизма», «Примеры патриотизма в современном мире», «Есть такая профессия – Родину защищать», информация о ветеранах Великой Отечественной войны и о братской могиле.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле, воспринимаемые в качестве родной естественной и привычной среды обитания человека.
С целью сохранения и популяризации историко-культурного и природного наследия проведены: Неделя родного языка (19.09-23.09), акция «Размаўляй са мной па-беларуску», экскурсия в школьный краеведческий музей «Аб родным краі роднай мовай”, квест-игра “Фольклор, фольклор – душа народа”. заочное путешествие по исторических местах Столбцовщины” (4 класс), час памяти “Никто не забыт, ничто не забыто” (3 класс), информ-дайджест “Беларусь на карте мира” (5 - 7 классы), интеллектуально-познавательная игра “Культурное наследие моей страны” (6 класс), интерактивная игра “Горжусь родным краем” (1-4 классы). Ролик “Вандроўкі па Коласаўскім шляху” принял участие в областном онлайн-голосовании. Состоялась встреча воспитанников школьного оздоровительного лагеря с мастером народных промыслов Слободского клуба-библиотеки Витько Л.И., которая рассказала о традициях поясоплетения в Беларуси (29.12.2022). На протяжении учебного года учащиеся начальной школы принимали участие в районном фестывале Дней творчества и соревнований учащихся начальной школы “Горжусь Столбцовским краем”. Ведутся факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма». Учащиеся и педагоги школы принимали участие в районном забеге «За единую Беларусь», трейловой гонке «Шляхам Якуба Коласа».
Музейная деятельность
Школьный краеведческий музей создан в 1983 г. За последние семь лет в музее произведена небольшая реконструкция, заменены стенды. Музей пополняется новыми экспонатами, развивается в следующих направлениях: «История образования в д. Заямное», «Наши выпускники», «Мой родны кут, як ты мне мілы… », «Славные земляки», «Предметы белорусского быта», «Ветераны Великой Отечественной войны».
Основной целью работы музея является создание условий для формирования у подрастающего поколения чувства ответственности и гордости за свое Отечество, школу, семью, т. е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему своей Родины; воспитание у обучающихся социальной ответственности, патриотизма и гражданской позиции по отношению к Родине, ветеранам Великой Отечественной войны, формирование толерантности и коммуникативности как основы жизнедеятельности человека, опыта гражданского действия, развитие коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям. В музее реализуется программа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию, создан стенд “Геноцид белорусского народа”. Проводятся экскурсии по данной тематике. Это и определяет основные пути развития системы патриотического воспитания обучающихся, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность служить своей малой и большой Родине.
Для реализации цели и задач работы музея систематически организуются мероприятия, имеющие гражданскую и военно-патриотическую направленность.
Мероприятия военно-патриотического воспитания, посвященные Дню Победы, проводятся ежегодно. Они ориентированы на обучающихся 1-11 классов и призваны формировать эмоционально-волевые качества гражданина - патриота Республики Беларусь; воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
Мероприятия проводятся разноплановые. Они включают в себя конкурсы рисунков, викторины и экскурсии в школьном музее, тематические классные часы и рассказы о ветеранах Великой Отечественной войны. Все эти мероприятия очень важны для поколения, не знавшего войны, каждое соприкосновение с живой историей, каждый рассказ о славных страницах нашей Родины наполнен особым смыслом, что во многом способствует гражданскому и нравственному становлению личности. Ко Дню Победы проведены следующие мероприятия: экскурсии в музей младших школьников, конкурс рисунков «Что я знаю о войне», «Пусть всегда будет солнце». Продолжается подборка материала о ветеранах ВОв и войны в Афганистане, которые мужественно сражались, защищая честь нашей Родины. Учащиеся школы подготовили портреты участников войны в рамках акции «Беларусь помнит», приняли участие в марафоне «Детский автопоезд» (номинация «Невозможно забыть»). Члены объединения по интересам «Юный экскурсовод» рассказали о своей работе на районной презентации работы объединений по интересам в мае 2022 года на базе ГУО «СШ №4 г. Столбцы».
Продолжается подборка материалов о ветеранах педагогического труда: Жибуль Ольге Васильевне, Королеве Валерии Дмитриевиче, Базаревской Ирине Александровне и других педагогах. На территории нашей деревни расположена братская могила, в которой захоронены евреи, ставшие жертвами Холокоста. Музеем ведётся работа по организации экскурсий к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и жертвам Холокоста. Учащиеся бережно ухаживают за братскими могилами, обелисками, проявляя чувство гордости и патриотизма за свою Родину и свой народ. Принимают участие в конкурсах сочинений, рисунков, посвященных Победе и подвигу героев – земляков. Поздравляют ветеранов с праздниками Победы.
Проводится совместная работа с классными руководителями, мероприятия патриотической направленности; проведение благотворительных акций «Подвиг моего прадеда», «Ветеран живет рядом».
Огромный интерес среди обучающихся, особенно младших классов, вызывает работа в направлении «Предметы белорусского быта» В начальных классах дети с удовольствием посещают школьный музей, знакомясь с предметами старины, которые находятся в нашем музее, используются возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.
Экскурсионная деятельность
Одной из эффективных форм патриотического воспитания учащихся является экскурсия. Это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Экскурсии нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждая в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность решением существующих проблем. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Экскурсионная деятельность в учреждении образования ведется по нескольким направлениям:
проведение тематических экскурсий в музее и по историческим местам, связанным с историей периода Великой Отечественной войны;
организация выставок в учреждении образования;
проведение выездных экскурсий по памятным местам (мемориальным комплексам), посвящённых сохранению памяти о жертвах белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;
посещение музеев, выставок и экспозиций, связанных с историей периода Великой Отечественной войны.
На базе музея работает объединение по интересам «Юный экскурсовод». Руководитель объединения – Длугозима Т.Н. Посещают объединение 12 учащихся 5-8 классов. Цель работы: формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания, нравственной, эстетической и экологической культуры. Ведется работа по сохранению исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в Великой Отечественной войне, по увековечению памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В школьном краеведческом музее создана экспозиция «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны». Собраны материалы о братской могиле на месте массового уничтожения лиц еврейской национальности, об узнике концентрационного лагеря ХХІІІ/408 Касперовиче И.Г., экспонаты-свидетели оккупационного режима.
Члены объединения по интересам принимают участие в конкурсах патриотической направленности. Результаты: 2 место в областном этапе Всебелорусской молодежной экспедиции «Маршрутами памяти. Маршрутами единства» (номинация «Натхнёны водарам Радзімы»); 3 место в республиканском экскурсионном марафоне «Детский автопоезд»; 3 место в районном этапе конкурса «Я патриот свое страны» заняла учащаяся 10 класса Жук Ульяна; 2 место в конкурсе «Помнить. Чтить. Не допустить», участие в областном этапе патриотической акции «Их подвиг в памяти потомков сохраним». Материалы экскурсии «Боль несуцешны на маёй зямлі» отправлены для участия в областном смотре-конкурсе на лучший музейный уголок, посвященный памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Боброва Мария, учащаяся 8 класса, заняла 3 место в конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования.
Члены объединения по интересам «Юный экскурсовод» провели экскурсии у братской могилы на месте захоронения лиц еврейской национальности (д. Конколовичи) для учащихся ГУО «Засульская средняя школа», ГУО «Деревнянская средняя школа», для заместителей директоров по учебной работе района.
Учащиеся школы посетили: МК «Брестская крепость-герой», МК «Хатынь», Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, мемориальные усадьбы “Акінчыцы” и “Смольня”, Национальный исторический музей РБ, экспозицию выставки «Забвению не подлежит» в Столбцовском РЦК.
Достижение целей гражданско-патриотического воспитания осуществляется через взаимодействие школы, семьи и социума, что способствует формированию устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях.
Приложение 1
Зямля пад белымі крыламі
Пазнавальна-інтэлектуальная гульня
Мэта: заахвочваць вучняў да вядзення гутаркі на роднай мове; замацоўваць веды, атрыманыя на вучэбных і факультатыўных занятках аб Беларусі, яе культуры, гісторыі і традыцыях; развіваць кемлівасць, дапытлівасць; выхоўваць пачуццё гонару за свой край і народ. Абсталяванне: выстава дзіцячых малюнкаў “Мой любы край", выстава кніг аб Беларусі, вышываны ручнік, абрус, вырабы з саломкі, выявы беларусаў у нацыянальным адзенні, фанаграма песні “Мой родны кут” (словы Я. Коласа, музыка I. Лучанка), карткі з заданнямі. Падрыхтоўчая работа: у кожным класе ствараецца каманда (4 вучні), якая выбірае сабе назву і капітана. Да мерапрыемства рыхтуюцца вершы пра Беларусь, малюнкі на тэму “Мой любы край”. Удзельнікі: вучні V- VII класаў. Журы: педагог-арганізатар, члены БРПА.
Ход гульні
Гучыць фанаграма песні “Мой родны кут” у выкананні ансамбля “Песняры". Вядучы. Паважаныя хлопчыкі і дзяўчынкі, я рада вас вітаць на нашай сустрэчы . Наша пазнавальна- інтэлектуальная гульня называецца “Зямля пад белымі крыламі”. Пра якую краіну, на вашу думку, ідзе гаворка? Абгрунтуйце свае меркаванні. (Белая — значыць чыстая, свабодная. Продкі нашы мелі белы колер скуры, белыя валасы. Сімвалам Беларусі з’яўляецца белы бусел.) Як яшчэ называюць Беларусь? (Зямля з блакітнымі вачыма, родная старонка.) Вучні (па адным прадстаўніку ад класа) чытаюць вершы беларускіх пісьменнікаў.
Зямля
Гляджу з захапленнем На нашу зямлю. У травах і красках Зямліцу люблю. I ў цёплых завеях Кляновых лістоў, I ў цішы прасторнай Бухматых снягоў. Люблю і тады я Ўсім сэрцам яе, Калі ручаінам Свабоду дае. Люблю і чакаю Я сонца святла, Святла, без якога Яна б не жыла.
В. Жуковіч.
Твая Беларусь
Мяжуе з Польшчай, Украінай, Расіяй, Латвіяй, Літвой Твой родны край, твая Айчына, Жыццё тваё і гонар твой. I ты яе запомні імя, Як неба, сонца і зару. Твая зямля, твая Радзіма Названа светла: Беларусь!
Ю. Свірка.
Я — беларус маленькі
Я — беларус маленькі, Дарос ужо да школы. Як і бацькі, сумленны, Руплівы і вясёлы. Я — беларус маленькі 3 блакітнымі вачыма. Хачу і я, каб лепей Жыла мая Радзіма.
>М. Маляўка.
Прывітанне каманд. Знаёмства з журы і ўмовамі правядзення гульні
Конкурсныя заданні
“Шыфравальшчык” (5 балаў)
У кожным слупку вызначце лішнюю літару і выпішыце яе. Складзіце з выпісаных літар слова, дарагое кожнаму чалавеку на зямлі. Падбярыце да яго сінонімы.
"Наша спадчына” (2 балы)
Складзіце з разрэзаных фотаздымкаў (ілюстрацый) выявы гістарычных помнікаў Беларусі і падпішыце іх.
Віктарына “Радзіма любімая — маці родная" (за кожны правільны адказ — 1 бал)
Краіна замкаў і палацаў (6 балаў)
Запішыце назвы абласных цэнтраў Беларусі ў алфавітным парадку.
Конкурс капітанаў “Блакітныя вочы Беларусі”(за кожны правільны адказ — 1 бал)
Капітаны па чарзе называюць беларускія рэкі або азёры.
“Прымаўкі і прыказкі — мудрай мовы прывязкі” (8 балаў)
Злучыце часткі. Прыйшлі Калядкі — не так свеціць сонца. Багата снегу — калі ў сям’і лад. Гусі ляцяць высока — хто хоча ўсё ведаць. У чужой старонцы а дзве яшчэ лепей. Дзе рукі і ахвота — бліны ды аладкі. Нашто клад, зіма яшчэ далёка. Адна галава добра, там вялікая работа. Добра таго вучыць, багата хлеба.
Хвілінка адпачынку—гульня “Я і мая краіна”
Вучні становяцца ў круг. Перадаючы цацку бусліка, кожны павінен выказаць свае адносіны да роднага краю, пачынаючы са слоў: “Мая краіна...” Напрыклад: “Мая краіна — гэта зямля, дзе я нарадзілася (дзе жывуць мае бацькі, дзяды)”, “Мая краіна самая прыгожая (самая цудоўная)” і г. д.
“Перакладчыкі” ( 7 балаў)
“Пазнай мяне” (за кожны правільны адказ — 1 бал)
Настаўнік паказвае кожнай камандзе па пяць партрэтаў беларускіх пісьменнікаў. Вучні павінны назваць іх імя і прозвішча.
Словы роднай мовы (5 балаў)
Размяркуйце словы на 2 групы. Малайчына, няўмека, гультай, дабрак, разявака, працаўнік, абібок. Успомніце казкі беларускіх пісьменнікаў, у якіх сустракаюцца героі з пералічанымі рысамі.
“Край паэтаў” (1 бал за кожны правільны адказ)
Устаўце неабходныя словы. Блакіт нябёс і белы ..., I кветкі ў полі як абрус. Мой край завецца..., А сам я — хлопчык-.... Падрастай, маленькі.... I да воблачкаў крыляй. Мы жывём у...— Гэта наш спрадвечны....
Паэтычная хвілінка
Балельшчыкі чытаюць вершы паэтаў Cтаўбцоўскага раёна. Падводзяцца вынікі гульні. Уручаюцца ўзнагароды ўдзельнікам.
Приложение 2
Экскурсия в школьном краеведческом музее
«Они отстояли Отчизну свою»
Цель: развитие чувства гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине, к истории Республики Беларусь, к подвигу воинов – земляков
Задачи: формировать у учащихся интерес к истории родного края, развивать умение проводить экскурсии, навыки работы с музейными экспонатами, содействовать воспитанию любви к Родине и истории своего народа.
Введение
Экскурсовод 1
Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это было решительное противоборство с агрессором в экономической, политической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии. Война поглотила огромные материальные ресурсы, разорила среду обитания людей, нанесла ущерб природе, оставила на многие столетия недобрую о себе память. Эта кровавая схватка унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, и вместе с тем искалечила судьбы людей, сильно изменила их жизнь, принеся муки страданий, лишения, горе и печаль.
Человеческие жертвы Советского Союза являются главной составляющей цены Победы. В 1993 году стала известна на правду, но далеко неполная информация о человеческих жертвах в годы Великой Отечественной войны. Они составили 27 миллионов человек.
Великая Отечественная война была античеловеческим явлением, которое с большим трудом далось нашему народу. Численность населения была восстановлена и достигла довоенного уровня только спустя 10 лет после окончания войны. На фронтах Великой Отечественной войны воевали 1 млн. 300 тыс. белорусов. Они защищали Москву, Сталинград, Киев, Ленинград, Смоленск, Могилев и мой родной город Столбцы. За доблесть и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, более 300 тыс. солдат и офицеров – жителей Беларуси, были награждены, 400 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо солдат это звание получили дважды.
Экскурсовод 2
Они защищали Отчизну свою
Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это была не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и решительное противоборство с агрессором в экономической, политической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии. Великая Отечественная война поглотила огромные материальные ресурсы, разорила мреду обитания людей, нанесла ущерб природе, оставила на многие столетия недобрую о себе память. Эта война унесла миллионы жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принеся муки, страданий, лишения, горечь и печаль.Человеческие жертвы Советского Союза имеют сложную историю. Факты часто скрывались. Только в 1993 году, когда гриф секретности был снят, стала известна более правдивая информация – в годы войны погибло более 27 миллионов человек. Но не были учтены те, которые продолжали умирать после окончания этой трагедии в госпиталях, больницах, домах инвалидов, дома.
Великая Отечественная война была античеловеческим явлением. На фронтах войны воевали 1 млн. 300 тыс. белорусов. Они защищали города России, Европы, нашу сталицу и мой родной город Столбцы. За доблесть и героизм, проявленные в боях с фашистами , более 300 тыс. солдат и офицеров - жителей Беларуси, были награждены орденами и медалями Совеского Союза. Более 400 воинов удостоены звания Героя Советского Союза. Чктверо получили это звание дважды.
Экскурсовод 3
Героические страницы войны в судьбе моих земляков
Огромный вклад в дело Победы внесли мирные труженики Беларуси. На их плечах лежала вся тяжесть работы в тылу. Они трудились для фронта, для победы. Еще в 80-е годы прошлого века их можно было встретить на улицах наших деревень и городов. Они носили на пиджаках орденские планки, а то и сами ордена и медали. Молодежь и дети смотрели на них и восхищались: герои, победившие фашизм. Еще в 1989 году, в год 45 – ой годовщины Великой Победы возложить цветы к памятнику погибшим пришло более 50-ти ветеранов. Они еле вместились на ступеньках здания местного сельского совета. В 2021 году на весь Заямновский сельисполком в живых остался только один ветеран. В Великой Отечественной войне принимали участие жители Столбцовщины. Среди них более 100 человек жители Заямновского сельского совета. 28 из них жители деревни Заямное, которые вернулись из фронта живыми. Мы свято чтим память о своих героях, о своих земляках, воинах – освободителях. В школьном краеведческом музее собран материал о тех, кто воевал, экспозиция представлена под рубрикой «Они защищали Отчизну свою», стенд «Ветераны Великой войны».
Экскурсовод 4
Ветераны – наши земляки
Василий Васильевич Жибуль (1925 – 1988).
Родился в д. Заямное, работал строителем, воинское звание – сержант. Прошел боевой путь от Бреста до Берлина. Имел три ранения. Награжен двумя орденами Красного знамени, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», юбилейными медалями.
Кухарчик Борис Леонович (1924 – 2006).
Родился в д. Стецки. Призван в ряды Советской Армии в августе 1944 года.Прошел путь от Бреста до Берлина. Участник Висло – Одерской операции. Награжден медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией» и рядом благодарностей за взятие городов и деревень Европы, а также за доблестный путь на благо Родины.
Лебедев Иван Дмитриевич (1924 – 2007).
Воспитывался в детдоме. Прошёл всю войну. Воевал под Сталинградом. Был тяжело ранен. С войны пришел инвалидом. С освободительными боями дошел до Кенигсберга. Победу встретил в Литве. Демобилизовался только в 1947 году. Воевал в Японии, прошел в составе воинского подразделения по территории Китая. Домой возвращался через Киргизию, Армению, Грузию. Вот такое путешествие совершил солдат за годы боевых действий. За боевые заслуги Лебедев И.Д. награжден орденом Отечественной войны втмморой степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», юбилейными медалями.
Экскурсовод 5
Заключение
Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Наш народ не хотел войны и делал все, что было в его силах для обуздания фашистской агрессии. Итоги и уроки минувшей войны призывают нас к тому, чтобы никогда не повторилась эта страшная катастрофа. Идет время, уходят из жизни ветераны. Но они останутся жить в наших сердцах. Никогда не забыть о войне. И подвиг белорусского народа будет жить в веках!
свернутьНа первом уроке педагоги и учащиеся говорили о значимости сохранения и укрепления мира как высшей ценности; о миролюбивой политике Республики Беларусь, о гордости за свое Отечество, готовности к созидательному труду во благо Родины.
свернуть
На працягу навучальнага года членамі аб'яднання "Юны экскурсавод" праводзяцца экскурсіі ў школьным краязнаўчым музеі. У ролі экскурсаводаў выступілі Баброва Марыя, Калоша Святлана, Рубін Софія, Печкурова Паліна.
свернуть
Квэст-гульня "Ганаруся сваёй краінай" - гэта магчымасць яшчэ больш даведацца пра сваю краіну, пра адметнасць кожнай вобласці, знакамітых людзей, архітэктуру і прамысловасць рэгіёнаў.
Падарожжа ў часе "Ведаем і любім родную Беларусь".
Вучні 5 класа пераадолелі 7 станцый: "Карта Беларусі", "Гарады Беларусі", "Славутыя людзі Беларусі", "Вялікая Айчынная вайна", "Багацці Беларусі", "Сімвалы Беларусі", "Мая Стаўбцоўшчына". Удзельнікі працавалі з картай, адказвалі на пытанні слайд-віктарыны, разгадвалі крыжаванкі, запаўнялі тэкст з белымі плямамі, прагледзелі відэаролікі "Беларусь", "Беларусь памятае".
В спортландии "Мама, папа, я - спортивная семья" приняли участие родители и учащиеся начальных классов. Участники спортландии продемонстрировали свои спортивные способности в беге, прыжках, в умении работать в одной команде. Победила дружба. Все участники были награждены медалями и сладкими призами.
Сегодня в нашей школе прошли спортивные мероприятия "Вместе мы такая сила" и "Мы - будущие олимпийцы". Ребята соревновались в ловкости, быстроте, силе, внимательности. Показали пример дружелюбия, товарищества и взаимовыручки. Победила сборная команда "Дружба", обойдя команду "Орлы" всего на 1 балл. Ребята были награждены сладкими призами.
свернуть
Посещение мемориальных усадеб "Акинчицы" и "Смольня"
Посещение школьного краеведческого музея
Квест-игра "Горжусь своей страной"
Каждая пара участников должна была пройти 6 этапов для знакомства с одной из областей нашей страны.
Интеллектуально-познавательная игра "Пагуляем у роднае слова".
Рабяты адчулі смак беларускіх слоў, узгадалі прымаўкі, тлумачылі запазычаныя словы, перакладалі рускамоўныя словазлучэнні.
Пазнавальна-інтэлектуальная гульня "Зямля пад белымі крыламі"
Каб лепей пазнаць гісторыю, культуру, традыцыі сваёй краіны, выхоўваць любоў да родных мясцін, трэба размаўляць на роднай мове. У нас прайшла пазнавальна-інтэлектуальная гульня “Зямля пад белымі крыламі”. Падчас гульні дзеці пазнаёміліся з новымі словамі, разгадвалі крыжаванку, выконвалі пераклад з рускай мовы на беларускую і наадварот, пашыралі свой слоўнікавы запас.
«ШАГ»
Учитель английского языка рассказала о волонтёрских организациях ,в которых она участвует: :БРСМ,AGEE (европейская организация молодёжи). Рассказала и показала фотографии и видео с Европейских игр 2019,где Виктория была волонтером-переводчиком и работала с международными СМИ
Торжественная линейка "Наши символы - наша гордость"
свернуть
Ко Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа лагерь с дневным пребыванием "Юный филолог" Заямновской средней школы принимает участие в областном челлендже #минщинапомнит.
свернуть
Мемориальный комплекс "Хатынь"- символ памяти и скорби белорусского народа - посетили воспитанники дневных лагерей.
Учащиеся 7 і 8 классов посетили МК "Хатынь" и "Курган Славы"
свернуть
29 марта учащиеся посетили Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны.
свернуть
13 февраля в школе прошла встреча учащихся 7 класса с воином-интернационалистом Бычинским Александром Иосифовичем. Ветеран боевых действий в Афганистане рассказал немного о себе, как оказался на той войне, что пришлось пережить в далёкой стране, отвечал на вопросы. Рассказал, как важно ценить мир и дружбу.
Школьникам был продемонстрирован видеоролик о войне в Афганистане.
свернуть
Пионеры нашей школы провели для учащихся 4 класса информационный час "Маленькие герои большой войны", посвящённый Дню юного героя-антифашиста.
свернуть
23 сентября 2022 года учащиеся Заямновской и Засульской средних школ провели митинг у братской могилы евреев г. Столбцы.
Дата выбрана не случайно. Именно 23 сентября на этом месте были расстреляны женщины, дети и старики. Здесь похоронено более 3500 евреев из Столбцов и ближних деревень. В 1994 году на месте массового уничтожения евреев был установлен памятник в виде скорбящей матери.
Вначале ребята убрали территорию вокруг памятника, возложили цветы к могиле и памятнику. Учитель истории Длугозима Т.Н. рассказала о политике геноцида, проводимой фашистами в годы Великой Отечественной войны. Никого не оставил равнодушным рассказ о тысячах погубленных жизней. Татьяна Николаевна озвучила воспоминания местных жителей о тех трагических днях.
Минутой молчания почтили учащиеся память убитых здесь людей.
свернуть
"Забвению не подлежит"... Действительно, забыть невозможно. Это нужно помнить и знать! Личные вещи партизан, предметы утвари, военный планшет, имена столбчан - евреев, уничтоженных в гетто, сожженные вместе с жителями местечки района, колючая проволока лагерей смерти - все представлено в экспозиции рядом с фотографиями военных лет, размещенными на баннерах.
свернуть
Пионеры нашей школы провели информационный час "Маленькие герои большой войны", посвящённый Дню юного героя-антифашиста.
свернуть
Сегодня 19.01.2023г. учащиеся второго класса были приняты в ряды октябрят. Они отправились в Страну октябрят вместе с жителями страны "Незнаний". Ребята выполнили задания пяти станций, за каждые правильно выполненные задания они получали правила октябрят,которые были озвучены в конце путешествия. Ребята произнесли торжественное обещание расти настояшими патриотами Республики Беларусь, любить свою семью, школу, Родину, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
свернуть
16 кастрычніка вучні 7 і 8 класаў наведалі мемарыяльныя комплексы
"Хатынь" і "Курган Славы"
свернуть
Традиционно прошла Вахта Памяти, приуроченная ко Дню Победы, возле памятника воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 18 учащихся 4 класса стали членами ОО "БРПО". Учащиеся школы принимают участие в акции "Герои моей семьи". Они рассказали о своих близких и педагогах - участниках Великой Отечественной войны.
свернуть
В учреждении образования прошли мероприятия, посвященные Дню единения народов Беларуси и России. Это знаковый праздник, он символизирует нерушимую дружбу и братство народов.
Дню единения народов Беларуси и России посвящены информационные часы в 1 - 11 классах. Заочное путешествие "Беларусь и Россия: общая история, общая судьба" совершили учащиеся 9 класса. Круглый стол "Больше чем соседи" организован в 11 классе. Проведен круглый стол "Две сестры - Беларусь и Россия", конкурс рисунков "Государственные флаги РБ и РФ", просмотр видеороликов о странах-соседках, знакомство с особенностями национальных костюмов белорусов и русских.
О сохранении исторических и культурных связей России и Беларуси, уважении традиций народов, сотрудничестве, взаимоуважении говорили ребята в ходе торжественного мероприятия "Единством крепки".
свернуть
В рамках проекта "ШАГ" 22 сентября состоялся диалог учащихся Заямновской и Засульской средних школ с председателем Заямновского сельисполкома Гороховиком В.А. Информационный блок "Один маршрут - общая память" прошел у братской могилы лиц еврейской национальности возле д. Конколовичи. Здесь 80 лет назад произошла страшная трагедия.
На памятнике братской могилы есть табличка, на которой написано: "23 сентября 1942 года немецкими нацистами и их наемниками расстреляны и закопаны живыми 3000 человек еврейской национальности, мирных жителей города Столбцы – мужчин, женщин, детей. Склоним головы в память об их трагической гибели".
ШАГ 3 "Мы действуем" включал благоустройство территории вокруг братской могилы, памятника, статуи Матери Скорбящей.
свернуть
Учащиеся школы посетили один из самых красивых городов Беларуси - город Брест . Побывали в одном из знаковых мест Беларуси -Брестской крепости. Защитники крепости - пример мужества и стойкости народа в борьбе за свободу и независимость Родины. Узнали об оригинальном музейном павильоне из бетона, стекла и алюминия "Берестье", который дает представление о том, как выглядел древний город.
свернуть
2 верасня адбылася сустрэча навучэнцаў 9 класа Заямнаўскай сярэдняй школы з Кахновічам Аляксандрам Іванавічам, намеснікам камісара Стаўбцоўскага раённага ваеннага камісарыята.
Мерапрыемства праводзілася ў рамках інфармацыйна-адукацыйнага праекта «Школа Актыўнага Грамадзяніна» («ШАГ») ў Заямнаўскім сельскім выканаўчым камітэце.
Заямнаўскім сельвыканкамам і Заямнаўскай сярэдняй школай была арганізавана сустрэча з Кахновічам А.І. Аляксандр Іванавіч расказаў аб ваенных навучальных установах Рэспублікі Беларусь, дзяліўся асабістым вопытам. Падчас абмеркавання ішла размова аб абароне Радзімы як святым абавязку кожнага грамадзяніна краіны, аб значэнні ваеннай службы. Размова атрымалася змястоўнай і карыснай для дзевяцікласнікаў. Рабяты слухалі з цікавасцю, задавалі пытанні.
Падчас сустрэчы адбылася яшчэ адна прыемная падзея: ва ўрачыстай абстаноўцы Кахновіч А.І. уручыў пашпарт вучню 9 класа Ельяшэвічу Даніілу.
Падводзячы вынікі сустрэчы, Аляксандр Іванавіч прапанаваў працягнуць сумесную работу Стаўбцоўскага раённага ваеннага камісарыята, Заямнаўскага сельвыканкама, Заямнаўскай сярэдняй школы па ваенна-патрыятычным выхаванни і на працягу навучальнага года наведаць гістарычныя мясціны раёна, звязаныя з падзеямі Вялікай Айчыннай вайны. Прапанову падтрымалі з задавальненнем. Дзякуем Аляксандру Іванавічу за сустрэчу і спадзяёмся на плённае супрацоўніцтва.
свернуть