Инновац. проект "Внедрение модели программно-методич. обеспечения организации психол. помощи в УОСО"

развернуть

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Внедрение модели программно-методического обеспечения

организации психологической помощи в учреждениях общего

среднего образования»

Сроки реализации: 2021 – 2023 годы

 

 

Руководитель

 

СОГЛАСОВАНО

учреждения образования

 

Консультант(ы)

Смирнова Наталья Викторовна___

заведующий кафедрой психологии

Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»,

кандидат психологических наук, доцент

                     (подпись)

________________________________

                         (дата)

Контактный телефон 8(017) 392 37 00

е-mail:psy@academy.edu.by

Жданович Марина Федоровна

 

 

 

Контактные телефоны

Рабочий: 8(01717)59205

 

Мобильный: 80295596696

 

 

Адрес: 222671, аг. Заямное,

пер. Солнечный, 5

 

е-mail: zayamnoe@stolbtsy-edu.gov.by

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2021

1. Полное название инновационного проекта

«Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования»

 

2. Данные о разработчиках и консультантах проекта

Смирнова Наталья Викторовна, заведующий кафедрой психологии государственного учреждения образования «Академия последипломного образования», кандидат психологических наук, доцент

Контактные телефоны: 8(029)7046410, 8(017) 392 37 00, e-mail: psy@academy.edu.by.

 

3. Основная идея инновационного проекта, определяющая его

новизну

Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Таким образом, научная новизна исследования заключается в систематизации процедур оказания психологической помощи участникам образовательного процесса, обосновании модели психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания в различных условиях, совершенствовании системы работы по оказанию психологической помощи.

 

  1. Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Организация деятельности по оказанию психологической помощи – это совокупность методических ипсихологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования.

Оказание психологической помощи обучающимся, их законным представителям и педагогическим работникам в нашей стране имеет государственное значение. Кодексом Республики Беларусь об образовании предусмотрена система обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.

Психологическая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

В настоящее время в республике работают 3452 педагога-психолога в 2987 учреждениях общего среднего образования, координацию деятельности осуществляют 140 социально-педагогических центра.

Однако, несмотря на то, что в отечественной системе образования важное место отводится оказанию психологической помощи, достаточно часто педагог-психолог, приходя в учреждение образования, сталкивается с наследием предшественника из некорректно оформленной документации, разрозненного психологического инструментария, отчетов о неструктурированных, периодически осуществляемых мероприятиях, а также негативной установки педагогического коллектива по отношению к педагогу-психологу.

Таким образом, необходимость осуществления данного проекта обусловлена как потребностью общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи, так и недостаточной разработанностью темы как на теоретическом, так и на практическом уровне.

 

5.Формулировка гипотезы, цели и задач проекта

Гипотеза инновационного проекта:

реализация модели позволит совершенствовать систему работы педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, что, в свою очередь, обеспечит повышение ее эффективности.

Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

         Достижение цели предполагает решение следующих задач:

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;

внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;

оценить эффективность внедрения проекта.

 

6. Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

Оказание психологической помощи направлено на профессиональную поддержку и содействие обучающемуся, его законным представителям или социальной группе, иным участникам образовательного процесса в решении психологических проблем, в социальной адаптации, саморазвитии, самореализации, реабилитации, преодолении сложной психологической ситуации, которая нарушает нормальную жизнедеятельность и не может быть преодолена им самостоятельно.

Формы оказания психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между участниками образовательного процесса и педагогом-психологом (очная, дистанционная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, неотложная, экстренная).

В каждом конкретном случае форму, вид, средства, методы и объем психологической помощи определяет и рекомендует педагог-психолог в соответствии с состоянием участника образовательного процесса и спецификой его психологической проблемы.

Социально-педагогический центр (далее – СПЦ)является координирующим учреждением, предназначенным для обеспечения координации деятельности педагогов-психологов учреждений образования, внедрения единых подходов к деятельности специалистов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении профессиональным мастерством.

СПЦ обеспечивает следующее:

ведет непосредственную работу с педагогами-психологами учреждений образования;

организует деятельность педагога-психолога на местах;

оказывает методическую и иную профессиональную помощь педагогам-психологам учреждений образования;

обеспечивает систематическую супервизионную поддержку и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

осуществляет экспертную супервизию сложных случаев, требующих динамического наблюдения;

консультирует администрацию учреждений образования по социально-психологическим проблемам управления, создания оптимального социально-психологического климата в педагогическом коллективе и по другим вопросам профессиональной деятельности.

Социально-педагогические и психологические службы учреждений образования (далее – СППС), предусмотренные в каждом типе учреждений образования будут являться структурными звеньями СПЦ.

Педагог-психолог обеспечивает следующее:

психологическое консультирование участников образовательного процесса;

проведение психологической диагностики психического развития и психологического здоровья обучающихся;

проведение коррекционно-развивающей работы с обучающимися;

психологическую профилактику и психологическое просвещение участников образовательного процесса.

Руководителем управления образования издается приказ по созданию психологической службы района (далее – Служба).

Работа Службы основывается на строгом соблюдении международных и национальных актов и законов об оказании психологической помощи, защите прав и законных интересов несовершеннолетних. В своей деятельности Служба руководствуется законодательством Республики Беларусь в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования.

Общее руководство Службой и ответственность за ее организацию возлагается:

в целом – на СПЦ;

в учреждениях общего среднего образования – на руководителей учреждений образования.

В структуре деятельности Службы предусматривается двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям.

Административное управление осуществляется руководителем учреждения образования. Деятельность – направлена на определение стратегии развития и функционирования учреждения образования, создание необходимых для этого условий, обеспечивает необходимую финансовую, правовую, материально-техническую и организационную деятельность педагога-психолога.

Профессиональное руководство осуществляется СПЦ. Деятельность – направлена на внедрение единых подходов по оказанию психологической помощи, оказания практической помощи молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством, обеспечение контроля за качеством оказания психологической помощи. Ориентировано как на выполнение актуальных запросов педагога-психолога, так и на перспективу его развития. Служба работает в тесном контакте с Республиканским центром психологической помощи, институтами развития образования, учреждениями здравоохранения и социальной защиты.

 

         В целевом компоненте модели определена цель инновационной деятельности: обоснование, внедрение и оценка эффективности проекта.

Содержательный компонент модели представляет систему работы по оказанию психологической помощи.

Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии педагога-психолога СППС и участника образовательного процесса в учреждении образования.

Дистанционная психологическая помощь оказывается специалистами СПЦ при взаимодействии педагога-психолога и участника образовательного процесса с использованием средств электросвязи.

Индивидуальная психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС участнику образовательного процесса один на один при отсутствии посторонних лиц.

Групповая психологическая помощь оказывается педагогом-психологом СППС семье (состоящей из двух и более лиц), коллективу (классному, школьному, педагогическому и т.п.).

Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения конкретной актуальной проблемы или проблемной ситуации участника образовательного процесса, длится от одного приема (от 45 минут) до нескольких (10) приемов на протяжении нескольких недель, месяцев.

Долгосрочная психологическая помощь применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем обучающегося, его законного представителя, причин и условий их возникновения, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер.

Экстренная (неотложная) психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование участникам образовательного процесса, содействует мобилизации его физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для клиента и иных лиц.

Методический компонент модели включает методы, приемы, формы и средства оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.

Оценочно-коррекционный компонент модели строится на основе диагностик оказания психологической помощи, обеспечивает постоянную информацию о динамике показателей, определяющих эффективность инновационной деятельности.

Основными показателями качества оказания психологической помощи являются:

своевременность оказания психологической помощи;

степень улучшения психологического состояния участника образовательного процесса и готовности к самостоятельному решению им своих психологических проблем в результате продуктивного взаимодействия с педагогом-психологом, оцениваемая участником образовательного процесса;

соответствие кадрового состава квалификационным требованиям к педагогам-психологам;

систематическая супервизионная поддержка и сопровождение процесса оказания психологической помощи;

экспертная супервизия сложных случаев, требующих динамического наблюдения.

Отсроченная оценка результатов оказания психологической помощи участнику образовательного процесса осуществляется путем опроса или анкетирования по решению руководителя учреждения образования, оказывающего психологическую помощь, или СПЦ.

В случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью ее предоставления педагог-психолог может переадресовать участника образовательного процесса к другому специалисту, включенному в психологическую службу района (города), по согласованию с данным педагогом-психологом, либо в СПЦ. Лицам, переживающим тяжелые эмоциональные состояния, представляющие опасность для его личности или общества, психологическая помощь оказывается вне очереди, в порядке, определяемом педагогом-психологом.

Целью психологической поддержки педагогов-психологов учреждений общего среднего образования является содействие повышению эффективности деятельности специалистов, приобретение ими новых личностных ресурсов: повышение психологической, коммуникативной компетентности, стрессоустойчивости и эмоциональной стабильности, развитие навыков разрешения конфликтов.

Виды психологической поддержки:

психологическая профилактика и психологическое просвещение – совокупность мероприятий, направленных на предоставление психологических знаний, повышение психологической культуры педагога-психолога (группы), формирование у него потребности и готовности использовать полученные психологические знания для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, улучшения (нормализации) взаимоотношений в с социальным окружением, а также на предупреждение возможных нарушений в развитии личности, индивидуальности и поведении работника;

психологическое консультирование – помощь педагогу-психологу в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности (по его обращению);

психологический тренинг – формирование эмоционально-корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, овладение навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера;

супервизия – комплекс мероприятий, направленный на получение педагогом-психологом (группой) профессиональной поддержки, формирование и поддержание необходимого уровня его квалификации, развитие и совершенствование профессионального мастерства с учетом требований должностных обязанностей.

 

7. Программа инновационной деятельности

Цель инновационной деятельности:

создание целостной системы психологической поддержки участников образовательного процесса в условиях учреждений образования района (города).

         Задачи инновационной деятельности:

обеспечить доступа к современной и качественной психологической помощи участников образовательного процесса в условиях шаговой доступности;

создание оптимальной среды, использующей современные технологии, научно-методические и кадровые ресурсы для социальной и психологической помощи обучающимся в условиях учреждений общего среднего образования;

создать объединение педагогов-психологов, направленное на содействие профессиональному развитию и становлению специалистов, обмен профессиональным опытом, выявление и предупреждение трудностей в работе специалистов, поиск оптимальных способов решения наиболее сложных задач в области психолого-педагогического сопровождения;

выявить, обобщить типовые профессиональные ситуации (кейсы) из школьной практики психолого-педагогического сопровождения и алгоритмы их решения с учетом ресурсов междисциплинарного взаимодействия, ресурсов города, роли и функций педагогов-психологов в системе образования;

внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;

внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта;

оценить эффективность внедрения проекта.

 

         Объект инновационной деятельности:

оказание психологической помощи участникам образовательного процесса.

 

        Предмет инновационной деятельности:

психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

 

         Этапы инновационной деятельности:

 

Название этапа

Сроки

Задачи

Содержание этапа

Прогнозируемый

результат

Подготовитель-

ный

Май-июнь 2021 г.

Разработать

инновационный

проект

Анализ современного состояния организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

 

Изучение нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности

 

Обоснование идеи инновационного проекта

 

Направление проекта на предварительное рассмотрение в главные управления по образованию (образования) облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома

Инновационный проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение участников инновационной деятельности

Проектировоч-

ный

Июнь

2021 г.- август 2021 г.

Разработать методику

проведения

инновационной деятель-ности в

учреждении образования

Разработка календарного плана инновационной деятельности в учреждении образования

 

Повышение профессионального уровня участников инновационной деятельности, формирование исследовательской культуры педагогов-психологов

 

Разработка модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования.

 

Разработка методических рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационного проекта.

 

Ознакомление администрации и педагогов-психологов учреждений образования с целями и содержанием инновационной деятельности

Календарный план

инновационной деятельности УО

Готовность участников к инновационной деятельности

 

 

Практи­

ческий

сентябрь,

2021 г. –

май, 2023 г.

Внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

Использование модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования

 

Повышение квалификации участников инновационной деятельности

 

Проведение мастер-классов, семинаров по обобщению опыта инновационной деятельности

Публикации о ходе и результатах

инновационной деятельности

Обобщающий

Апрель, 2023 г. –

июль, 2023 г.

 

Оценить эффектив­ность инновационной деятельности

Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности

Разработка методических рекомендаций по использованию результатов инновационной деятельности в массовой образовательной практике

Отчет о результатах реализации инновационного проекта  

Методические рекомендации

 

Методы проведения инновационной деятельности:

теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме инновационного проекта; изучение нормативно-правового обеспечения;

эмпирические: изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование; изучение результатов оказания психологической помощи участникам образовательного процесса; экспертная оценка;

статистические: методы математической статистики для оценки достоверности полученных результатов.

         Описание независимых и зависимых переменных

         Реализация инновационного проекта предполагает наличие следующих основных изменяемых экспериментальных факторов (независимых переменных):

мотивационная и организационно-педагогическая готовность педагогов-психологов к работе с участниками образовательного процесса в рамках инновационной деятельности;

совершенствование методов и форм оказания психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждении общего среднего образования;

применение компьютерных программ, возможностей дистанционного консультирования и обучения;

оказание систематической супервизионной поддержки и сопровождения процесса оказания психологической помощи;

         К изменяющимся факторам (зависимым переменным) будут относиться:

положительная динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);

повышение уровня психологической культуры у участников образовательного процесса (по выделенным показателям);

повышение уровня личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);

удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).

 

         Диагностический инструментарий для оценки эффективности внедряемого нововведения, описание методик оценки результатов инновационной деятельности

В качестве контрольно-измерительных материалов эффективности разработанной модели будут выступать:

результаты изучения уровня оказания психологической помощи;

анкеты по оценке уровня профессиональной квалификации педагогических кадров;

анкеты по оценке удовлетворенности субъектов образовательного процесса ходом и результатами инновационной деятельности.

         Оценка результатов стандартизированных психологических диагностик будет проводиться согласно требованиям к обработке конкретных данных (имеющимся шкалам, ключам, баллам и т.д.).

        

Распределение функциональных обязанностей лиц, участвующих в инновационной деятельности

Для осуществления инновационной деятельности в учреждении образования и СПЦ непосредственными участниками инновационной деятельности являются директор учреждения образования и СПЦ, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог.

Программой инновационной деятельности предусматривается следующее распределение функциональных обязанностей:

директор учреждения образования, СПЦ, заместитель директора по воспитательной работе:

определение педагогических работников, осуществляющих программу инновационной деятельности;

разработка календарного плана инновационной деятельности;

организация методической работы с педагогическими работниками, осуществляющими программу инновационной деятельности;

взаимодействие педагогического коллектива с родительской общественностью в рамках инновационной деятельности;

обсуждение хода и анализ результатов инновационной деятельности;

представление руководителю инновационного проекта материалов инновационной деятельности;

оформление и представление руководителю инновационного проекта справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта;

педагог-психолог:

участие в разработке календарного плана инновационной деятельности;

разработка индивидуального плана инновационной деятельности;

непосредственное осуществление инновационной деятельности;

ведение дневника инновационной деятельности;

проведение и анализ педагогической диагностики;

систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности;

участие в мероприятиях, предусмотренных программой инновационной деятельности (организация консультаций, тренингов, бесед и т.п.);

оценка результатов инновационной деятельности;

участие в подготовке справки (отчета) по результатам реализации инновационного проекта.

 

8. Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности

В качестве критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности, будут выступать

динамика мотивации участников образовательного процесса к получению психологической помощи (по выделенным показателям);

уровень психологической культуры участников образовательного процесса (по выделенным показателям);

уровень личностного развития и профессиональной квалификации педагогов-психологов учреждений общего среднего образования (по выделенным показателям);

удовлетворенность участников образовательного процесса результатами инновационной деятельности (по выделенным показателям).

 

9. Кадровое и материально-техническое обеспечение проекта

         Для реализации проекта в учреждении образования необходимо следующее кадровое обеспечение:

Занимаемая должность

Описание требований

Директор учреждения образования

Понимание значимости инновационного проекта для учреждения образования и системы образования в целом, обеспечение организации, проведения и контроля за ходом инновационной деятельности; предоставление отчетов по результатам реализации проекта.

Заместитель директора по воспитательной работе

Педагог-психолог

Владение навыками оказания психологической помощи, навыками исследовательской деятельности.

 

         Дополнительно в ходе реализации инновационного проекта могут принимать участие: заместитель директора по учебной работе (организация учебного процесса), учитель информатики (информационное обеспечение проекта), педагог социальный (социально-педагогическое сопровождение проекта).

Кроме того, для повышения эффективности инновационной деятельности может быть организована работа творческих групп педагогов-психологов; повышение квалификации педагогических кадров, взаимодействие со специалистами методических служб и научными работниками учреждений образования, такими как институты развития образования, Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка; республиканский центр психологической помощи, Академия последипломного образования, Национальный институт образования.

Материально-техническая база учреждения образования, осуществляющего инновационную деятельность, должна соответствовать существующим нормативам.

Для успешной реализации инновационного проекта необходимо регулярное пополнение библиотечного фонда педагогическими и детскими периодическими изданиями, научно-методической и справочно-энциклопедической литературой; обновление компьютерных программных продуктов, возможность пользования удаленными информационными ресурсами (доступ в Интернет), наличие мультимедийного оборудования, множительной техники.

 

10. Сроки проведения инновационной деятельности

Продолжительность инновационной деятельности – 2021/2023 учебные годы.

 

11. Финансово-экономическое обоснование инновационного проекта

         В процессе внедрения проекта предусматривается введение надбавок к заработной плате участникам инновационного проекта за счет средств республиканского и местных бюджетов, выделяемых на осуществление инновационной деятельности. Предполагается привлечение благотворительной и спонсорской помощи, средств от внебюджетной деятельности, а также из иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь, для приобретения литературы, обучающих компьютерных программ, командировочных расходов, подготовку методических рекомендаций и дидактических материалов и иных мероприятий, связанных с реализацией задач инновационной деятельности. Дополнительное бюджетное финансирование не требуется.

Практическая значимость инновационного проекта определяется возможностью использования его результатов в деятельности педагогов-психологов учреждений общего среднего образования при организации психологической помощи участникам образовательного процесса.

Разработка единых подходов и требований к процессу оказания психологической помощи, позволит успешнее решать задачу повышения качества психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования.

Использование разработанных методов и приемов оказания психологической помощи учреждении общего среднего образования позволит дополнить традиционные формы и методы работы педагога-психолога, повышая эффективность помощи каждому несовершеннолетнему с учетом его индивидуальных и личностных особенностей.

Исследование позволит выработать согласованные подходы к использованию новых технологий в процессе оказания психологической помощи и повысить ее эффективность.

Внедрение результатов исследования может быть осуществлено через публикации в педагогической печати и интернет-ресурсах, проведение лекций и семинаров, организацию научно-практических конференций.

Результаты исследования могут быть использованы: в учреждениях общего среднего образования Республики Беларусь; в системе повышения квалификации педагогов-психологов, заместителей директоров учреждений образования; в системе высшего образования для подготовки студентов на факультетах психологии.

Социальный эффект исследования связан с созданием действенных механизмов психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, а также с повышением результативности процесса оказания психологической помощи.

 

свернуть